Об источниках света больших и малых.
Петербургские фонари. Это не просто освещение на ножке, это особые элементы города, создающие неповторимую атмосферу каждому широкому проспекту, лучами расходящимся улицам или извилистым переулочкам.
История фонарей Петербурга вообще очень интересная. Есть даже улица-музей фонарных столбов и памятник фонарщику. Идя по историческому центру в воображении сплетаются под ногами тени при свете факелов, кованые держатели для которых до сих пор сохранились практически на всех старинных зданиях и служат напоминаниями о тех сумрачных временах. Представляется, как в нашем, не слишком посещаемом весной и осенью, а зимой и вообще забытом солнцем городе, ходят люди в длиннополых плащах и зажигают эти трепетные и нестабильные источники освещения. Трудно представить, насколько тёмными были узкие улочки и дворы колодцы, без яркого электрического света в каждом окне, ведь есть такие "дворики", куда и в ясный яркий день не заглядывает солнце. А ведь зимой в 16 часов сумерки уже превращаются в ночь. Стены домой поэтому красили в светлые цвета. Но это не слишком помогало. Есть улицы, где остановившись и закрыв глаза, можно услышать треск огня, гулкий или приглушённый, в зависимости от обуви, стук шагов по брусчатой мостовой, шорох длинных одежд или цоканье конских копыт. По стенам старинных арок гуляют причудливые тени, кованые ворота, сама земля там пропитана светом и маслом первых фонарей, историями жизни и смерти многих людей разных эпох, хранит следы, переживания, чьи-то последние вздохи и слова.
Первые в России фонари появились именно в Петербурге, после победы Петра над шведами, но они были лишь церемониальные. Спустя немного времени несколько фонарей зажглось напротив Зимнего дворца, и наконец стационарные огни начали разбегаться по главным улицам города, даря тусклый свет и иногда разбрызгивая на прохожих капли неприятно пахнущего горячего масла. Люди пробивали себе путь к свету также спирто-скипидарными и керосиновыми лампами. Чуть позже появились газовые, и, наконец, на новом Литейном мосту зажглись первые 12 электрических фонарей.
Каждый исторический источник света это отдельное или ансамблевое произведение искусства. Фонари, как и мосты, часто погружают в какую-то фантастическую, среду. Чего только не встретишь на фонарном столбе, мечи, щиты и стрелы, сказочных птиц, рыб, диковинных животных, русалок и иных интересных существ. А уж как тонка вязь растительных орнаментов, легка изысканность цветов, будто не из жёсткого холодного металла они созданы, а из мягкой податливой пряжи, из живой а затем навеки застывшей материи. Существует несчётное количество самих конфигураций городских огней. Одни раскачиваются на массивных цепях в высоких арках, другие имеют свои углубления в стенах, подражают ручным факелам, стоят на огромных ветвистых, украшенных всевозможной лепниной столбах, встроены непосредственно в ограждения, украшают переправы, открываются вместе с воротами, поднимаются с разводными мостами..
Мой Петербург, твоё небо часто затянуто облаками, из-за обилия света в городе почти не видно звёзд, но идя вечером по уютным улочкам и набережным, невольно просится сравнение тёплых огоньков в резных клеточках на высоких изящных ножках с легким мерцанием в чернильно-темном небе.
